Статьи

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

Доклад "Формирование УУД через проектную деятельность во внеклассной работе"

Сегодня школа стоит перед проблемой творческого восприятия знаний, из чего следует, что учебный процесс необходимо сделать увлекательным и интересным. Это диктует разработку новых педагогических подходов и технологий. Основной целью обучения иностранному языку на современном этапе развития образования является личность учащегося, способная и желающая участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке, и самостоятельно совершенствующаяся в овладеваемой им иноязычной языковой деятельности.
Ярким примером технологии, которая обеспечивает личностно-ориентированный подход в обучении, может служить метод проектов, который предполагает опору на творчество школьников, приобщение их к исследовательской деятельности, позволяет реально интегрировать разные учебные предметы, использовать различные режимы работы обучающихся, организовать обучение в сотрудничестве.
Применительно к урокам иностранного языка, в нашем случае английского, проект – это выполняемый учащимися комплекс действий, который завершается созданием творческого продукта.

Замечательно, что проектной деятельностью можно заниматься не только в контексте урока и расширить границы познавательного процесса, но и во внеурочной деятельности. Например, в нашей школе мы работаем над проектом «Школьный театр на английском языке», в работу над проектом вовлекаются ученики всех ступеней образования.

Более того, проектная деятельность является одним из способов реализации требований ФГОС нового образовательного стандарта. Отвечая требованиям системно-деятельного подхода, проектная деятельность способствует формированию всех групп универсальных учебных действий.

В составе основных видов УУД логично выделить 4 блока:
- личностные УУД;
-познавательные УУД;
-регулятивные УУД;
- коммуникативные УУД

1. Работая над различными постановками мы развиваем личностные качества и способности ребенка. Дети работают над ролью увлеченно, и мы все радуемся, когда видим какой был проделан путь от первого прочтения роли до конечного продукта, т.о. внеурочная проектная деятельность формирует личностные УУД.

2. Говоря о формировании регулятивных УУД, работа в театральных постановках обеспечивает организацию и регулирование учащимися своей учебной деятельности. Эффективность использования игр в процессе обучения для нас очевидна, т.к. это помогает естественному изучению языка, и при этом важно научить учеников регулировать свою игровую деятельность. Саморегуляция происходит при инсценировки сказок, стихотворений – чем мы и занимаемся в рамках проекта «Школьный театр».

3. Формирование познавательных УУД способствует то, что все спектакли и номера у нас ставятся на английском языке. Боле того, в каждом театральном номере используется и отрабатывается изучаемый материал на уроках, а работа над фонетикой происходит постоянно и повсеместно.

4. Дети с огромным энтузиазмом относятся к творческому процессу, они знакомятся и учатся взаимодействию друг с другом, сотрудничеству со сверстниками и взрослыми. Креативная и благоприятная атмосфера репетиций и премьер способствует формированию коммуникативных УУД.

Актуальность:

1. Проект современен, так как проводится с помощью инновационных технологий, а также с использованием популярного, хорошо известного музыкального материала;
2. Проект позволяет увидеть динамику формирования личности ребенка, его навыков, умений, знаний;
3. Осуществляет межпредметные связи;
4. Делает предмет интересней.

Цель проекта:

Повышение мотивации учащихся к изучению иностранного языка

Задачи проекта:

- Совершенствование фонетических навыков;
- Отработка грамматических структур, изучаемых в данной параллели;
- Выработка навыка работы в команде;
- Повышение интереса к предмету.

Ожидаемый результат:

1. Повышение мотивации к изучению английского языка;
2. Улучшение показателей успеваемости по английскому языку;
3. Развитие артистической натуры ребенка;
4. Данный проект может быть реализован в других образовательных учреждениях с углубленным изучением английского языка.

Собственно работа над проектом включает в себя несколько этапов:

1) Анкетирование (посредством которого мы выявляем интерес у детей к той или иной постановке);
2) Создание группы участников проекта;
3) Подготовка и распределение материала;
4) Написание плана работы над проектом;
5) Репетиционный процесс;
6) Собственно выступление.

Новые технологии социализации учащихся

Федеральный государственный стандарт, учитывающий огромный опыт советской школы
и современные реалии, нацелен не только на формирование личности - творца, но и личности, способной интегрироваться в любые социумы. Понятие социализации (от лат. socialis – общественный) включает в себя процесс присвоения человеком социального выработанного опыта, прежде всего системы социальных ролей. Этот процесс осуществляется в семье, дошкольных учреждениях, школе, трудовых и других коллективах. В процессе социализации происходит формирование таких индивидуальных образований как личность и самосознание, понимание невозможности не только существования вне общества , а также необходимость быть творцом в нем. Социализация- это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, предполагающее усвоение и воспроизводство социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализацию личности в том обществе, к которому он принадлежит. Этот процесс происходит в условиях как стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, так и в ходе целенаправленного, педагогически организованного воспитания. Суть социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит. Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. В рамках этого процесса осуществляется усвоение социальных норм, умений, стереотипов, социальных установок, принятых в обществе.
Основной целью обучения иностранному языку на современном этапе развития образования является личность учащегося, способная и желающая участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке, и самостоятельно совершенствующаяся в овладеваемой им иноязычной языковой деятельности.
Ярким примером технологии, которая обеспечивает личностно-ориентированный подход в обучении, облегчающий социализацию учащихся, может служить метод проектов, который предполагает опору на творчество школьников, приобщение их к исследовательской деятельности, позволяет реально интегрировать разные учебные предметы, использовать различные режимы работы обучающихся, организовать обучение в сотрудничестве, чувствовать себя незаменимым членом общества.
Применительно к урокам иностранного языка, в нашем случае английского, проект – это выполняемый учащимися комплекс действий в сотрудничестве, который завершается созданием творческого продукта.
Замечательно, что проектной деятельностью можно заниматься не только в контексте урока и расширить границы познавательного процесса, но и во внеурочной деятельности. Например, в нашей школе мы работаем над проектом «Школьный театр на английском языке», в работу над проектом вовлекаются ученики всех ступеней образования.
Более того, проектная деятельность является одним из способов реализации требований ФГОС нового образовательного стандарта. Отвечая требованиям системно-деятельного подхода, проектная деятельность способствует формированию всех групп универсальных учебных действий.
Работая над различными постановками мы развиваем личностные качества и способности ребенка, а также воспитываем дух коллективизма. Дети работают над ролью увлеченно, и мы все радуемся, когда видим какой был проделан путь от первого прочтения роли до конечного продукта, т.о. внеурочная проектная деятельность формирует личностные УУД.
Говоря о формировании регулятивных УУД, работа в театральных постановках обеспечивает организацию и регулирование учащимися своей учебной деятельности. Эффективность использования игр в процессе обучения для нас очевидна, т.к. это помогает естественному изучению языка, и при этом важно научить учеников регулировать свою игровую деятельность. Саморегуляция происходит при инсценировки сказок, стихотворений – чем мы и занимаемся в рамках проекта «Школьный театр».
Формированию познавательных УУД способствует то, что все спектакли и номера у нас ставятся на английском языке. Боле того, в каждом театральном номере используется и отрабатывается изучаемый материал на уроках, а работа над фонетикой происходит постоянно и повсеместно.
Дети с огромным энтузиазмом относятся к творческому процессу, они знакомятся и учатся взаимодействию друг с другом, сотрудничеству со сверстниками и взрослыми. Креативная и благоприятная атмосфера репетиций и премьер способствует формированию коммуникативных УУД, придает ребенку чувство уверенности и понимание собственной необходимости для коллектива, так происходит социализация ребенка.
Наша школа также является площадкой для проведения международных проектов, у нас тесные связи с финской и польской школами, а это говорит об интеграции не только со своим социумом, но также со всем англо-говорящим сообществом, что необходимо в современном глоболизированном мире. Участие наших детей в проекте «Образовательное путешествие “The British Club”»безусловно расширило культорологические знания учащихся, а общение с англичанами дало им осознание неотъемлемости от окружающего мира, равноправными членами коего они являются.
В современном диалектическом развитии общества педагогическая наука не может оставаться на задворках научной мысли, она обязана идти в ногу со временем. Сложность настоящего момента состоит в разумной, продуманной интеграции прежнего опыта, накопленного не одним прославленным педагогом, а всей русской педагогической мыслью и новыми реалиям, которые диктуют необходимость новых методов и подходов в преподавании. Соответственно выдвигаются новые требования к результатам школьного образования, как то:
• Личностные результаты (самоопределение, мотивы деятельности, социальные компетенции, понимания места личности в социуме и ее ответственность)
• Метапредметные результаты (Регулятивные УУД- целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, оценка, саморегуляция; Познавательные УУД- Общеучебные: знаково-символические, информационные, логические. Коммуникативные УУД- Сотрудничество, взаимодействие, управление коммуникацией)
• Предметные результаты-определены с учетом предметных, образовательных программ.
Современный урок английского языка входит в систему образования наряду с другими предметами, но обладает рядом особенностей и не может обходиться без действенных методик преподавания.
На основе психологического анализа, проводящегося по таким параметрам, как новизна, эмоциональность, связь с потребностями и интересами учащихся, объем материала, его доступность и так далее, современный урок английского является интересным для слушателей, может привлечь их внимание и направить мысли учащихся в нужное русло. Одной из последних тенденций является использование в обучении английскому языку современных информационных технологий – обучающих компьютерных игр, электронных учебников. Такие меры позволяют существенно повысить интерес учащихся к процессу работы над усвоением новой информации, сделать урок увлекательным.
Также современный урок английского языка включает в себя по возможности личностный подход к каждому из учащихся. Важно подобрать соответствующий комплекс упражнений для людей с разными ведущими каналами информации (аудиалы, кинестетики, визуалы), в связи с этим необходимо применять разноуровневые упражнения с различным уровнем сложности.
Современный урок не возможен без работы учащихся в сотрудничестве друг с другом. При использовании такого метода слабые ученики имеют возможность подтянуться за счет более сильных товарищей. Работа ведется в группах, где каждый из участников делает свой, посильный вклад в получение общей на всю группу оценки. При участии в проекте каждому учащемуся достается своя часть задания, и как сильные, так и слабые ученики имеют возможность проявить свои реальные знания и умения, так происходит социализация каждого ученика.
По новым стандартам учитель скорее не образовывает, а помогает осознать социально-практическую, личную значимость учебного материала и ценность совместной деятельности отсюда цели не предметные, а педагогические: помочь осознать учебный материал, содействовать в изучении и понимания предмета. Метапредметные цели служат развитию интеллектуальной культуры, созданию условий для достижения поставленных задач, содействуют развитию различных умений как то
• Анализировать
• Сравнивать
• Выделять главное
• Классифицировать
• Синтезировать
• Развивать исследовательские умения
• Создать условия использования научных методов познания
• Содействовать формулированию проблемы
• Предлагать пути решения проблем
Учитель обязан развивать культуру самоуправления учебной деятельности:
1. Умение ставить цель
2. Планирование деятельности, нахождения способов достижения цели
3. Самоконтроль, самооценка, самокоррекция
Информационную культуру
1. Структурировать информацию
2. Составлять простой и сложный план
3. Работать с информацией (вычленяя искомую)
Развивать коммуникативную культуру
• Умение общаться
• Диалогическая и монологическая речь
• Способствовать развитию сознательной ориентации уащихся на позиции других людей
• Слушать, осмыслять и вступать в диалог
• Участвовать в коллективном обсуждении
• Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

При планировании современного урока уместно использовать различные знаково-символические системы, где задействованы все анализаторы (слушаем, смотрим, рисуем, сидим, оформляем работу, описываем словами). Невозможно переоценить полезность схем, которые являются графическим, логическим изображением речевых связок, визуализацией скрытых процессов, является опорой на личный опыт учащихся.
Таким образом, современный урок английского языка предполагает применение новых технологических решений, а также внедрение новых преподавательских методик, ломающих старые стереотипы. Вашему вниманию предлагается пример урока с использованием знаковых схемю
Проектирование современного урока английского языка по теме «Present Perfect»
• Цели урока - Введение нового грамматического материала «Present Perfect»
• Задачи урока –1) Ознакомление со временем и его положением в системе видо-временных форм глаголов англ. языка
2) Формы Present Perfect
3) Маркеры Present Perfect
• Ход урока
1) Схематическое изображение нового времени на временной прямой
2) Схематическое изображение примеров употребления Present Perfect
3) Упражнения на закрепление гр. мат. по обоазцу
4) Использование данной грамм. структуры в устной речи
5) Рефлексия

I.
Past Simple Present Simple

Present Perfect
Таким образом, положение данного времени определяется его местом между простым прошедшим и простым настоящим временами, т.е. действие произошло когда-то в прошлом и/или длится до сих пор (или имеет отношение к настоящему времени своим результатом)

II.

Следующий этап урока будет связан с компьютерным показом всех возможных вариантов употребления Present Perfect.
Особое внимание следует уделить маркерам данной грамматической структуре, так как основная сложность в изучении данного времени состоит в том, что в русском языке не подобной видо-временной формы глагола.

III. Закрепление изученного материала путем выполнения грамматических упражнениях
1. Выбери нужную форму глагола Have /Has+Participle II

• _____________you read this book?
• She __________ brilliant results in her test paper.
• They ______________ known each other since their childhood.
• I _________ typed 5 documents since 9 o’clock.
• He __________ already written this composition.

2. Вставь наречия
• Have you been to London? (ever)
• I have read this book. (already)
• She hasn’t seen him. (yet)
• He has seen this film, he will go to the cinema tomorrow.(never)
• I’ve met Jack.(just)
• They have learnt this poem. (recently)

3. Вставь наречия по смыслу. (ever, never, just, already, yet)
• Have you __________ been to London?
• I have ______ seen Sam, maybe two minutes ago.
• They’ve __________ read this novel this year.
• She has ______ seen this film before.
• He has not come __________, we are waiting for him.

4. Вставь since/for
• I’ve known him ________5 years.
• She hasn’t been to London __________ December.
• I haven’t seen you ________ ages.
• He has lived there _________ 12 years.
• I haven’t heard about him _______ he left.
5. Объясни употребления Present Perfect в следующих предложениях.
• I have been to the dentist twice this week.
• They have already seen the film.
• He has known him for 5 years.
• We haven’t seen each other since September.
• I have lost the key that’s why I can’t open the door.

IV. Cоставьте диалог с использованием Present Perfect на предложенные темы:
• Недавно прочитанная книга
• Встреча друзей после долгой разлуки
• Пробовали ли вы……..
V. Рефлексия
Ответить на следующие вопросы:
1. Что мы сегодня изучали?
2. Что было для вас непросто?
3. Если бы вы преподавали, на что бы вы обратили особое внимание?
VI. Домашнее задание (как пример)
1. Грамматическое упражнение по данной гр. теме
2. Составить диалоги на произвольные темы с использованием Present Perfect
3. По желанию составить рассказ с Present Perfect

В заключение автор считает нужным подчеркнуть, что сотрудничество, личностно-ориентированный подход, разнообразие педагогических методов и технологий и еще многое, многое другое, облегчает и способствует социализации учащихся.
Как мы видим процесс интеграции детей в социум, требует многообразия педагогических методов, технологий и подходов в учебном процессе, где все предметы играют важную роль, но изучение иностранного языка облегчает социализацию учеников не только в своем, но и в различных социумах благодаря культорологической и языковой компетенциях детей.